Суббота, 12.10.2024, 17:16
Приветствую Вас Гость

Сайт для воспитателей и родителей.

Для вас родители!

Главная » Статьи » Консультации для родителей » Советы психолога

Детское поведение: требуется переводчик

Детское поведение: требуется переводчик

Даже опытным папам и мамам их любимые отпрыски порой напоминают существ с другой планеты: столь загадочны их взгляды, непонятен язык, таинственны жесты. Попробуем расшифровать тайные знаки наших детей и понять их скрытое значение.

1. При встрече с новым человеком ваше чадо натягивает рубашку на лицо или залезает под стол

Перевод: «Я стесняюсь или побаиваюсь». Вспомните, как вы чувствовали себя на приеме, где не было ни одного знакомого вам человека. Чтобы унять беспокойство, вы говорили себе: «Время, проведенное в компании малознакомых людей, развивает коммуникабельность и помогает держать себя в тонусе. Эта девушка кажется открытой и милой. Может, подойти и поболтать с ней?» − и брали бокал вина, чтобы руки были хоть чем-нибудь заняты. Поведение вашего ребенка равнозначно этому смущению взрослых в обществе. Он пока не в состоянии справиться со своим волнением и решает эту ситуацию путем простых физических действий − цепляется за вашу ногу, сосет палец или падает на пол и закрывает лицо.

Ваша реакция: Осторожно и постепенно извлекайте вашу маленькую черепашку из панциря. Маленькие дети ждут от своих родителей помощи в незнакомой ситуации, поэтому расслабьтесь сами, улыбнитесь и ободряюще обнимите ребенка. Так он поймет, что его окружение безопасно и дружелюбно. Не надо извиняться за малыша и оправдываться: «Он у нас такой бука!» − лучше дайте ему время освоиться.

2. Малыш написал в штаны и прячется за шкафом

Перевод: «Мне нужно уединение». Такое поведение ребенка указывает на два аспекта: во-первых, кроха уже чувствует, когда ему нужно сходить в туалет, и, во-вторых, он заметил, что взрослые делают это за закрытой дверью. Эти два знака говорят о том, что ребенка уже можно начинать приучать пользоваться горшком. А самым важным индикатором готовности ребенка перейти к горшку станут его просьбы немедленно сменить ему подгузник после того, как он сходил в туалет. Если ребенку все равно, что на нем мокрый подгузник, значит, он пока не дорос до приучения к горшку. Большинство детей начинают пользоваться туалетом между 2 и 3 годами.

Ваша реакция: Поощряйте стремление вашего ребенка к уединению, но объясните, что он может остаться один не на кухне под столом, а в туалете, отведите туда малыша и спросите, хочет ли он, чтобы вы закрыли дверь или оставили ее открытой. Сначала достаточно отвести ребенка в нужную комнату – не обязательно настаивать, чтобы он садился на горшок. Почаще интересуйтесь у маленького, не нужно ли ему в туалет, ведь дети иногда заигрываются и забывают об этом. Предлагайте малышу альтернативы – он может выбрать между взрослым унитазом или своим горшком.

3. Кроха собирается взять с собой в постель все свои мягкие игрушки.

Перевод: «Мне страшно». Вы еще помните времена, когда укутывали малыша в мягкое одеяло и уже через десять минут любовались тем, как трогательно он выглядит во сне. Но неожиданно ситуация кардинально изменилась − он не спит крепко, а вечерами просит взять с собой в постель так много плюшевых зверюшек, что его кровать становится похожей на зоопарк. Это возраст, когда у ребенка развивается воображение – у самых впечатлительных, чувствительных детей сон может сопровождаться кошмарами. Если рядом с ребенком остаются знакомые ему вещи, он чувствует себя в относительной безопасности, просыпаясь посреди ночи.

Ваша реакция: Двухлетние дети все воспринимают буквально, и монстры, которых они себе представляют, для них невероятно реальны. Вы не поможете им, если покажете, что в шкафу никто не прячется. Ребенок просто решит, что вы не способны увидеть чудовищ. Позвольте малышу окружить себя таким количеством игрушек, которое может его успокоить. Если же число друзей-защитников зашкаливает, попробуйте сыграть на такой детской особенности, как желание принимать решения самостоятельно. Спросите маленького, какие три мягкие игрушки и две книжки он хочет взять с собой в кровать этой ночью.

4. Из ангельского создания ваш карапуз иногда превращается в хулигана: бросается едой, ломает игрушки, дерется.

Перевод: «У меня плохое настроение». Вас тревожит, что у такого милого крохи бывают периоды, когда он превращается в «трудного ребенка». Беспокойство подсказывает одно невеселое объяснение за другим: «У него меняется характер, причем явно не в лучшую сторону»; «Мы многое ему разрешаем, и он садится нам на голову». На самом же деле, поведение малыша, скорее всего, является реакцией на сиюминутную ситуацию, а не знаком того, что его натура изменилась навсегда.

Ваша реакция: Проанализируйте, когда и при каких обстоятельствах ребенок становится маленьким разрушителем. Если это происходит вечером, во время или после визита гостей или других необычных событий, значит, малыш перевозбудился и устал. Причем не забывайте о том, что в отличие от взрослых уставший ребенок не ложится отдохнуть, а еще больше суетится, кажется активным и бодрым. Постарайтесь на некоторое время изолировать малыша от большого количества впечатлений, уйдите в другую комнату, приглушите свет и спойте малышу песенку или просто посидите вместе. Если после анализа ситуации вы решили, что ребенку просто скучно, отправьтесь на прогулку в парк, чтобы сменить обстановку, или предложите ему совместную интересную игру.

5. Малыш не смотрит вам в глаза.

Перевод: «Я смущен». Когда совсем маленькие дети отводят взгляд, это чаще всего говорит о том, что они устали быть в центре внимания, переутомились и им просто необходимо отдохнуть. Но иногда – обычно начиная со второго года жизни − это также может быть выражением неосознанного чувства стыда. Ребенок видит, что вы злитесь, потому что он вновь отобрал лопатку у соседского мальчика или испачкал на прогулке только что отстиранные вами штанишки. Понимая, что его поступок вас расстроил, он предпочитает смотреть куда угодно, только не на вас.

Ваша реакция: Постарайтесь спокойно объяснить ребенку, что именно он сделал не так, как нужно, в простых и кратких выражениях: «Мы никогда не толкаемся»; «Не надо кусаться – мне больно!»; «Мы просим игрушки у других детей, делимся с ними своими, но не отнимаем». И обязательно предложите крохе средство поправить случившееся: например, обнять плачущего товарища или пожалеть любимую маму. Таким образом вы дадите ребенку понять, что все иногда совершают ошибки и никто от них не застрахован. Но важно делать шаги к тому, чтобы их исправить.

6. Кроха капризничает, пока вы режете клубнику, которую он только что попросил.

 

Перевод: «Хочу прямо сейчас!» Все малыши нетерпеливы от рождения. Невозможность ребенка сдерживать себя – знак того, что, хотя он растет со скоростью света, он все еще очень мал. Та часть коры головного мозга, которая ответственна за самоконтроль, включая и способность ждать, развивается постепенно, в промежутке между 2 и 7 годами.

Ваша реакция: Не уступайте ребенку во всем и не стремитесь молниеносно исполнять каждое желание ребенка. Вместо этого скажите, что вы услышали его просьбу, и дадите то, что он хочет, как только сможете. Объясняйте, чем именно вы сейчас заняты: «Сейчас мама домоет последнюю тарелку, вытрет руки и нальет тебе яблочного сока».

Кроме того, очень важно реагировать на просьбы избирательно: если кроха требует сию же секунду дать ему ручку, которой вы собираетесь заполнить квитанцию, объясните, почему нужно подождать; если же малыш с энтузиазмом тащит вас в комнату, чтобы показать построенную башню, оставьте другие дела, чтобы восхититься постройкой.

Вот несколько игровых приемов для того, чтобы установить контакт со своим ребенком и научить его озвучивать свои чувства взрослым.

Игра «Зеркальце»

Встаньте вместе с малышом перед зеркалом и изображайте на лице различные чувства. Опустите вниз уголки рта и скажите: «Смотри, маме грустно» или нахмурьтесь и произнесите: «Мама злится!» Чтобы научить двух-, трехлетнего малыша совмещать чувства со словами, можно нарисовать рожицы, изображающие различные эмоции. Вариантов игры с такими картинками достаточно много: например, самым маленьким можно предложить найти точно такую же картинку, как показывает мама (для этого нужно сделать два комплекта рисунков с одинаковыми выражениями лица). Детей постарше можно просить называть изображенное на рисунке настроение.

Продемонстрируйте сочувствие

Помогите ребенку научиться называть свои чувства, делая время от времени такие замечания: «Ты, кажется, злишься?»; «Тебе грустно, потому что пора заканчивать игру?» Чем больше терпения вы проявите, тем вероятнее ваш ребенок будет пытаться облечь трудные для него понятия в слова.

Поговорим?

Представьте, что вы – суфлер своего малыша, и подсказывайте ему адекватные ситуации слова. Когда ребенок капризничает, выпрашивая лакомство, скажите: «Я хочу печенье, дай мне его, пожалуйста». Если же кроха ведет вас за собой в детскую комнату, озвучьте его желание: «Мама, пойдем со мной поиграем или почитаем».

педагог НАТАЛЬЯ ЧУДИНА.
Категория: Советы психолога | Добавил: Buba (01.07.2010)
Просмотров: 560
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: