Детское поведение: требуется
переводчик
Даже опытным
папам и мамам их любимые отпрыски порой напоминают существ с другой планеты:
столь загадочны их взгляды, непонятен язык, таинственны жесты. Попробуем
расшифровать тайные знаки наших детей и понять их скрытое значение.
1. При встрече с новым человеком ваше чадо натягивает
рубашку на лицо или залезает под стол
Перевод: «Я
стесняюсь или побаиваюсь». Вспомните, как вы чувствовали себя на приеме, где не было ни одного
знакомого вам человека. Чтобы унять беспокойство, вы говорили себе: «Время,
проведенное в компании малознакомых людей, развивает
коммуникабельность и помогает
держать себя в тонусе. Эта девушка кажется открытой и милой. Может, подойти и
поболтать с ней?» − и брали бокал вина, чтобы руки были хоть чем-нибудь заняты.
Поведение вашего ребенка равнозначно этому смущению взрослых в обществе. Он
пока не в состоянии справиться со своим волнением и решает эту ситуацию путем
простых физических действий − цепляется за вашу ногу, сосет палец или падает на
пол и закрывает лицо.
Ваша
реакция: Осторожно и
постепенно извлекайте вашу маленькую черепашку из панциря. Маленькие дети ждут
от своих родителей помощи в незнакомой ситуации, поэтому расслабьтесь сами,
улыбнитесь и ободряюще обнимите ребенка. Так он поймет, что его окружение
безопасно и дружелюбно. Не надо извиняться за малыша и оправдываться: «Он у нас
такой бука!» − лучше дайте ему время освоиться.
2. Малыш написал в штаны и прячется за шкафом
Перевод: «Мне нужно уединение». Такое
поведение ребенка указывает на два аспекта: во-первых, кроха уже чувствует,
когда ему нужно сходить в туалет, и, во-вторых, он заметил, что взрослые делают
это за закрытой дверью. Эти два знака говорят о том, что ребенка уже можно
начинать приучать пользоваться горшком. А самым важным индикатором готовности
ребенка перейти к горшку станут его просьбы немедленно сменить ему подгузник после того, как он
сходил в туалет. Если ребенку все равно, что на нем мокрый подгузник, значит,
он пока не дорос до приучения к горшку. Большинство детей начинают пользоваться
туалетом между 2 и 3 годами.
Ваша
реакция: Поощряйте
стремление вашего ребенка к уединению, но объясните, что он может остаться один
не на кухне под столом, а в туалете, отведите туда малыша и спросите, хочет ли
он, чтобы вы закрыли дверь или оставили ее открытой. Сначала достаточно отвести
ребенка в нужную комнату – не обязательно настаивать, чтобы он садился на
горшок. Почаще интересуйтесь у маленького, не нужно ли ему в туалет, ведь дети
иногда заигрываются и забывают об этом. Предлагайте малышу альтернативы – он
может выбрать между взрослым унитазом или своим горшком. 3. Кроха собирается взять с собой в постель все свои
мягкие игрушки.
Перевод:
«Мне страшно». Вы еще
помните времена, когда укутывали малыша в мягкое одеяло и уже через десять
минут любовались тем, как трогательно он выглядит во сне. Но неожиданно
ситуация кардинально изменилась − он не спит крепко, а вечерами просит взять с
собой в постель так много плюшевых зверюшек, что его кровать становится похожей
на зоопарк. Это возраст, когда у
ребенка развивается воображение – у самых впечатлительных, чувствительных детей сон
может сопровождаться кошмарами. Если рядом с ребенком остаются знакомые ему
вещи, он чувствует себя в относительной безопасности, просыпаясь посреди ночи.
Ваша реакция: Двухлетние дети все воспринимают
буквально, и монстры, которых они себе представляют, для них невероятно
реальны. Вы не поможете им, если покажете, что в шкафу никто не прячется.
Ребенок просто решит, что вы не способны увидеть чудовищ. Позвольте малышу окружить
себя таким количеством игрушек, которое может его успокоить. Если же число
друзей-защитников зашкаливает, попробуйте сыграть на такой детской особенности,
как желание принимать решения самостоятельно. Спросите маленького, какие три
мягкие игрушки и две книжки он хочет взять с собой в кровать этой ночью. 4. Из ангельского создания ваш карапуз иногда
превращается в хулигана: бросается едой, ломает игрушки, дерется.
Перевод: «У
меня плохое настроение». Вас тревожит, что у такого милого крохи бывают периоды, когда он
превращается в «трудного ребенка». Беспокойство подсказывает одно невеселое
объяснение за другим: «У него меняется характер, причем явно не в лучшую
сторону»; «Мы многое ему разрешаем, и он садится нам на голову». На самом же
деле, поведение малыша, скорее всего, является реакцией на сиюминутную
ситуацию, а не знаком того, что его натура изменилась навсегда.
Ваша
реакция:
Проанализируйте, когда и при
каких обстоятельствах ребенок становится маленьким разрушителем. Если это происходит вечером, во
время или после визита гостей или других необычных событий, значит, малыш
перевозбудился и устал. Причем не забывайте о том, что в отличие от взрослых
уставший ребенок не ложится отдохнуть, а еще больше суетится, кажется активным
и бодрым. Постарайтесь на некоторое время изолировать малыша от большого
количества впечатлений, уйдите в другую комнату, приглушите свет и спойте
малышу песенку или просто посидите вместе. Если после анализа ситуации вы
решили, что ребенку просто скучно, отправьтесь на прогулку в парк, чтобы
сменить обстановку, или предложите ему совместную интересную игру.
5. Малыш не смотрит вам в глаза.
Перевод: «Я
смущен». Когда
совсем маленькие дети отводят взгляд, это чаще всего говорит о том, что они
устали быть в центре внимания, переутомились и им просто необходимо отдохнуть.
Но иногда – обычно начиная со второго года жизни − это также может быть
выражением неосознанного чувства стыда. Ребенок видит, что вы злитесь, потому
что он вновь отобрал лопатку у соседского мальчика или испачкал на прогулке
только что отстиранные вами штанишки. Понимая, что его поступок вас расстроил,
он предпочитает смотреть куда угодно, только не на вас.
Ваша
реакция:
Постарайтесь спокойно объяснить
ребенку, что именно он сделал не так, как нужно, в простых и кратких выражениях: «Мы
никогда не толкаемся»; «Не надо кусаться – мне больно!»; «Мы просим игрушки у
других детей, делимся с ними своими, но не отнимаем». И обязательно предложите
крохе средство поправить случившееся: например, обнять плачущего товарища или
пожалеть любимую маму. Таким образом вы дадите ребенку понять, что все иногда
совершают ошибки и никто от них не застрахован. Но важно делать шаги к тому,
чтобы их исправить.
6. Кроха капризничает, пока вы режете клубнику,
которую он только что попросил.
Перевод:
«Хочу прямо сейчас!» Все
малыши нетерпеливы от рождения. Невозможность ребенка сдерживать себя – знак того,
что, хотя он растет со скоростью света, он все еще очень мал. Та часть коры
головного мозга, которая ответственна за самоконтроль, включая и способность
ждать, развивается постепенно, в промежутке между 2 и 7 годами.
Ваша
реакция: Не уступайте
ребенку во всем и не стремитесь молниеносно исполнять каждое желание ребенка.
Вместо этого скажите, что вы услышали его просьбу, и дадите то, что он хочет,
как только сможете. Объясняйте, чем именно вы сейчас заняты: «Сейчас мама
домоет последнюю тарелку, вытрет руки и нальет тебе яблочного сока».
Кроме того,
очень важно реагировать на просьбы избирательно: если кроха требует сию же
секунду дать ему ручку, которой вы собираетесь заполнить квитанцию, объясните,
почему нужно подождать; если же малыш с энтузиазмом тащит вас в комнату, чтобы
показать построенную башню, оставьте другие дела, чтобы восхититься постройкой.
Вот
несколько игровых приемов для того, чтобы установить контакт со своим ребенком
и научить его озвучивать свои чувства взрослым.
Игра «Зеркальце»
Встаньте
вместе с малышом перед зеркалом и изображайте на лице различные чувства.
Опустите вниз уголки рта и скажите: «Смотри, маме грустно» или нахмурьтесь и
произнесите: «Мама злится!» Чтобы научить двух-, трехлетнего малыша совмещать
чувства со словами, можно нарисовать рожицы, изображающие различные эмоции.
Вариантов игры с такими картинками достаточно много: например, самым маленьким
можно предложить найти точно такую же картинку, как показывает мама (для этого
нужно сделать два комплекта рисунков с одинаковыми выражениями лица). Детей
постарше можно просить называть изображенное на рисунке настроение.
Продемонстрируйте сочувствие
Помогите
ребенку научиться называть свои чувства, делая время от времени такие
замечания: «Ты, кажется, злишься?»; «Тебе грустно, потому что пора заканчивать
игру?» Чем больше терпения вы проявите, тем вероятнее ваш ребенок будет
пытаться облечь трудные для него понятия в слова.
Поговорим?
Представьте,
что вы – суфлер своего малыша, и подсказывайте ему адекватные ситуации слова.
Когда ребенок капризничает, выпрашивая лакомство, скажите: «Я хочу печенье, дай
мне его, пожалуйста». Если же кроха ведет вас за собой в детскую комнату,
озвучьте его желание: «Мама, пойдем
со мной поиграем или почитаем».
педагог
НАТАЛЬЯ ЧУДИНА. |